Обо мне пишут
На главную
Беседа с Кристиной Грин

Художник Дарья Теплова: Монотипии привлекают недосказанностью сюжета

Самым первобытным и естественным для человека искусством является музыка. Для того, чтобы музицировать с начала времен не требовалось ничего, кроме голоса. Матери пели колыбельные детям, племя пело ритуальные песни своим богам. Музыка дает нам шанс прожить те чувства, которые мы не можем выразить словами, возвращает нам самих себя первозданных. Но когда-то давным-давно один из наших предков взял в руки уголек от вчерашнего костра и создал первый рисунок. С тех пор живопись вошла в историю человеческой цивилизации как еще одна сила познания мира, подаренная нам праотцами. Порою взглянешь на какую-нибудь картину и ощущаешь сколько энергии и чувств будоражит она, сколько нового таят в себе эти сочетания цвета и линий на холсте. Музыка души, выхваченная взмахом кисти. Именно такие чувства я испытала, глядя на графические работы начинающей московской художницы Дарьи Тепловой. Дарья создает работы в стиле монотипии. Данный тип графического искусства не очень популярен в настоящее время, а сам процесс достаточно трудоемкий. Между тем, работы Дарьи чаруют меня своей неясностью сюжета, размытостью линий. Они приглашают меня стать соавтором, чувствовать вместе с творцом, дышать вместе с его кистью.
В интервью Дарья расскажет почему взяла в руки кисть и чем еще живет ее творческая душа.

Здравствуйте, Дарья. Расскажите о своем самом первом знакомстве с искусством живописи. Какие у вас воспоминания о нем?

Во времена моего раннего детства бабушка усаживала меня за совершенно невероятный, огромный альбом репродукций картин из фонда Третьяковской галереи. Мы подолгу рассматривали каждую работу. Это и был мой первый опыт соприкосновения с искусством вообще и живописью в частности. Самым ярким впечатлением тогда стала картина Левитана "Над вечным покоем". Маленькая церковь и огромное пространство. Река, где нет никого и ничего... Потрясающий простотой и силой эмоций пейзаж запомнился на всю жизнь.

Как давно вы сами пробуете силы в живописи и почему сейчас занимаетесь монотипией?

Довольно долго я искренне считала, что способности к рисованию у меня совершенно отсутствуют. Но смутное желание попробовать свои силы в качестве художника тем не менее были. 15 лет назад я предприняла первую попытку и взяла несколько уроков у художника. Дальше этого дело не пошло. Но полтора года назад я встретила своего давнего друга. Мы с ним не виделись почти 20 лет. Оказалось, что он художник. Меня очень впечатлили все его работы! Видимо в этот момент что-то включилось во мне самой. С тех пор я стала активно рисовать. Стала брать уроки у художников, разрабатывать свои авторские техники. Что касается монотипии, то на сегодняшний день это — не самый популярный жанр графического искусства. Сказать, что в этом жанре есть какая-то одна техника, невозможно. Тот способ создания монотипий, в котором я работаю, открыла современная петербургская художница Арина Даур. В свое время я взяла у нее несколько уроков. А позже я этот стиль доработала под свои ощущения. Стала открывать свои авторские элементы техники. Здесь, с одной стороны, очень многое зависит от случая. Когда идет момент печати работы, я не вижу, что получается. Красками управляю только по ощущениям. Сделать сюжетную работу в жанре монотипии прямой печатью довольно сложно. Я перепробовала огромное количество разных видов красок, множество способов их разведения и смешивания, прежде чем смогла отпечатать несложный сюжет целенаправленно, а не случайно. На мой взгляд, возможности монотипии очень недооценены сегодня. Ее свели к какому-то детскому творчеству. Намажь краску, сложи листочек пополам и получится бабочка. Но, на самом деле, возможностей намного больше. И мне бы очень хотелось, чтобы монотипии вернулся статус именно серьёзного графического жанра.

И все-таки, техника сложная. Для того, чтобы достичь приличного результата, приходится помучиться. Чем именно на уровне эмоций вас чарует монотипия?

Я люблю монотипию за то, что в таких картинах есть недосказанность и недостроенность сюжета. Грубо говоря, если мы нарисуем кисточкой домик, то, так или иначе, для всех и будет домик. А в монотипии для меня очевидные элементы другие люди могут даже и не увидеть. Бывало так: человек покупает у меня работу и доказывает, о чем она для него. И оказывается для него там нарисовано нечто совершенно отличное от задуманного мной смысла. Мне очень интересно давать людям посмотреть свои работы. Мозг у всех разный и дает разный отклик на картину. Но, как правило, больше нескольких минут люди не могут вглядываться и начинают уставать. Видимо монотипии вызывают сильную мозговую активность.

Левитан писал ту саму картину, которая вас так впечатлила в детстве, под музыку. Что для вас музыка и влияет ли она на творчество?

Вообще, я профессиональный музыкант по образованию. Более того, я одно время вела в московской консерватории курс игры на турецкой лютне. Совершенствовала я свою игру в Турции, перенимая секреты восточного подхода к искусству непосредственно от первоисточника. И работа над музыкальным произведением на Востоке во многом схожа с ощущениями от создания монотипий. Если в российском вузе мне говорили: "Пой точно то, что написал композитор". То там менталитет совсем другой. Есть какая-то канва мелодии. Но каждый музыкант обязан сыграть ее по-своему. И если ты этого не в состоянии сделать, то значит ты как музыкант не состоялся. И, соответственно, как и в монотипичной картине, в такой музыке нет никогда завершенности. Ты можешь сыграть одну и ту же вещь несколько раз, и всегда это будет по-новому.

Сейчас интернет предлагает множество обучающих курсов по созданию монотипий. При этом почти везде говориться, что не нужно никаких художественных навыков для освоения жанра. Как вы считаете: это действительно так?

Я считаю: все заверения о том, что, якобы уметь ничего не нужно, уловка для успешной продажи курса. Когда у художника будет база, то в дальнейшем все его новаторские идеи лягут на нее. Есть навыки, которые необходимо разрабатывать. Нужен тренированный глазомер, нужно тренировать навык синхронизировать замысел в голове с тем, что могут воспроизвести руки. Должно быть представление о пропорциях, о перспективе. Поэтому, когда где-то обещают легкий результат, я не верю. Я знаю, как это бывает на самом деле.

Насколько трудно молодому художнику начать выставлять свои работы?

Честно говоря, я особых сложностей не заметила. Смотря что человек хочет. Если хочет просто обратной связи, то есть Инстаграм и Фейсбук. Можно выкладывать там свои работы. Люди начнут подписываться и давать обратную связь. Что касается выставок в реальном пространстве, то есть галереи, которые систематически проводит выставки. Туда не сложно попасть. Выставки там стоят небольших взносов. Организовать персональную выставку тоже вполне реально. Все мои персональные выставки удавалось организовать на обоюдном интересе с галереями. Не надо забивать голову стереотипами, что если у вас нет, условно,1 млн рублей, то выставку сделать невозможно. Надо внутренне ставить вопрос: что мне сделать, чтобы получилось? И очень часто ресурс находится.

Должен ли художник уметь продавать свои работы?

Думаю, продавать нужно уметь, если в принципе для художника это важно. Есть люди, которые просто увлекаются творчеством. У них не болит голова о деньгах. Они зарабатывают чем-то другим. Деньги ведь не самоцель в искусстве. Лично я не хочу отбивать желание создавать беготней за продажами.

Какие еще вы находите способы выплеска творческой энергии?

Второй после монотипии жанр, который я очень люблю, это быстрый скетч. Хочется выделить его отдельно. Это зарисовки по 3-5 минут на листе формата А5. Они, естественно, получаются довольно-таки простые. Но я в них чувствую много жизни. То есть, ты ухватил какой-то момент, и ты его запечатлел. Причем люди, которые смотрели мои работы, говорили неоднократно, что хотя рисунок очень маленький, в нем есть энергия настоящего момента, динамика. Мой любимый инструмент здесь — кисть и тушь. Но если ситуация такая, что кистью не порисуешь, то я беру лайнеры или ручки.

Бывает так, что вас покидает вдохновение?

У меня такое редко бывает, поскольку я очень чувствительный эмоционально человек. Вдохновение приходит из того, что я в жизни проживаю, а проживаю я что-то постоянно. Когда возникает какая-то эмоция, в ответ на нее появляется образ, поэтому мне не приходится из себя выжимать ничего и выдумывать. Я даже планирую выпустить альбом репродукций своих работ для себя. Мне мои картины о моих же эмоциях скажут гораздо больше, чем кому-то другому.

Есть ли у вас свое место силы?

Да, есть такое место. Это Петербург. С ним связаны очень теплые воспоминания из детства. Еще в школе я была там на турнире по игре "Что? Где? Когда?". С тех пор Петербург — это именно такое место силы, куда я периодически приезжаю. На днях мне исполнилось 35 лет. Я сделала себе подарок и снова отправилась в гости к любимому городу.

Какая цель главная для вас в жизни? Как бы вы хотели, чтобы вас вспоминали когда вас не станет?

Мне бы хотелось научиться больше любить людей, в целом, чем я в состоянии это делать сейчас. Если запомнят мои картины, то хорошо. Но это не первично. Можно быть замечательным художником и при этом причинять массу дискомфорта окружающим людям. Поэтому, мне бы хотелось, чтобы люди меня запоминали как человека, рядом с которым тепло.

Беседовала Кристина Грин